Уровни стилизации в моде

Читая многочисленные статьи о модных стилях и подготавливая к публикации мою книгу “100 стилей. Как не заблудиться в моде”, я поняла, что мало кто понимает, что представляют собой модные стили, т.е. направления. Рассказываю. 

В сфере дизайна есть такое понятие как стилизация – упрощение форм первоисточника с переносом его характерных черт.

Приведу такой пример. Однажды на графическом дизайне нам в институте задали придумать логотип, основой которого будет живое существо. Моя подруга Марина взяла за основу краба, и от узнаваемого, натуралистичного очертания краба перешла к упрощенному, который смело можно использовать для магазина морепродуктов, например.

Первоисточник: фото настоящего краба
Стилизованный краб

Такие упрощения вы можете увидеть и в наскальной живописи, и в детских рисунках, и в орнаментах.

Стилизация – это творческий метод, который подразумевает художественную переработку явлений и объектов окружающего мира и отображает их с элементами новизны.

Кроме того, стилизация – это имитация, подражание оригинальным особенностям работ какого-либо художника или народного творчества.

Существует стилизация и в других видах искусств.

Например, когда в литературном произведении сюжет происходит в XVIII веке, персонажи не могут общаться на современном языке (если только речь не о перемещении во времени). Чтобы язык героев был органичным и правдоподобным, автор читает литературу XVIII века, вычленяет особенности речи персонажей и стилизует под нее диалоги в своем произведении.

Первоисточник: фото морских раковин
Стилизованные морские раковины

Стилизация в моде – это перенос характерных особенностей первоисточника в костюм с помощью выразительных средств (силуэт, линии, цвет, фактура, текстура и т.д.)

Проще говоря – это имитация, подражание, создание ассоциаций с кем-то или чем-то с помощью одежды, аксессуаров, прически, макияжа. Это и есть модный стиль, стиль одежды или модное направление.

В чем заключается суть стилизации?

1) Сначала мы выбираем первоисточник, который вдохновляет нас: это может быть вымышленный персонаж, человек из прошлой эпохи, животное, картина, небесное тело, природное явление – что угодно.

2) Анализируем источник, его отличительные черты. Если этот источник вдохновения – человек или человекоподобный персонаж, то скорее всего, у него есть особенности костюма. Если это животное или неодушевленный предмет, мы должны понять, какие в его визуальном образе содержатся линии, формы, цвета и т.д. Если визуального образа нет, то какими выразительными средствами мы можем передать ассоциации с ним в костюме.

В своей книге “100 стилей. Как не заблудиться в моде” такие отличительные черты я разделила по следующим критериям: основные цвета и их сочетания, принты, материалы, силуэты и линии, декор, детали и т.д.

3) Создаем комплект (в случае с дизайном одежды – создаем эскизы и затем воплощаем в костюме).

Интересно, что ваш образ, который вы создаете осознанно, и посылаете какие-либо сигналы с помощью одежды, смогут правильно прочитать только те, у кого большой запас образов.

Для этого важно изучать историю, особенно моды, живописи и кинематографа –

именно там сконцентрированы основные визуальные образы, которые можно воплощать в своем гардеробе и на проектах.

Что происходит, если у человека небольшой арсенал образов? Он будет все путать. Например, если вы надели красный берет/шляпу – вас обязательно назовут Красной шапочкой, хотя вы создавали иной образ (например, француженки).

Первоисточник: знатная дама XVIII века, эпоха рококо (портрет мадам де Помпадур)

Уровни стилизации в моде

Лично я, Наталия Ксенчак, выделила три основных уровня стилизации:

1 уровень – максимально близкий к первоисточнику. 

Если речь идет о костюме реальных людей, например, представителя какой-либо профессии или исторической эпохи – то это создание точных копий или аналогов оригинальной одежды. Используется, например, для фильмов. Если речь идет о неживых предметах, то это создание костюмов с узнаваемыми формами. Например, можно увидеть ростовые куклы в виде хот-догов или детские костюмы в виде холодильников-осьминогов. Грубо говоря, первоисточник угадывается с легкостью, его демонстрируют “в лоб”. Костюмы, комплекты, созданные на этом уровне, едва ли можно носить в повседневной жизни. Часто – на съемках, специализированных мероприятиях, карнавалах, в качестве рекламы и т.д.

2 уровень – достаточно узнаваемый намек на первоисточник

Переработанные формы первоисточника, который узнается чуть сложнее, чем первый вариант. Созданные костюмы могут использоваться в качестве вечерних нарядов, использоваться в фотосессиях

3 уровень – легкий намек на первоисточник

Максимально переработанный вариант, удобный для носки в повседневной жизни.

Конкретный пример уровней стилизации

Чтобы вам была более понятна моя идея с уровнями стилизации, приведу конкретный пример. Посмотрим, как можно стилизовать костюм и создать ассоциацию с нарядной новогодней ёлкой –

по сути, это будет стиль “новогодняя ёлка”.

Итак, для начала смотрим примеры первоисточника и анализируем и:

  • какие цвета характерны для них?
  • какие можно использовать материалы, текстуры, фактуры?
  • какие линии?
  • какие элементы декора и т.д.
Фотографии новогодних ёлочек

1 уровень стилизации 

наряды, которые максимально приближены к оригиналу. Это зеленые платья с узнаваемым треугольным силуэтом, это многоярусные юбки и декор в виде снежинок, звезд, шаров.

Платья, которые откровенно говорят о первоисточнике – “Я – новогодняя ёлка!”

2 уровень стилизации

Первоисточник сильнее переработан, убраны лишние детали навроде декора шариками-снежинками. Все варианты по-прежнему выполнены в зеленых оттенках, что создает прямые ассоциации. В первом варианте о ёлке напоминает двухъярусная юбка и блестящий материал. Третий вариант интересен тем, что имитация еловых веток создается с помощью длинной бахромы. В четвертом случае ассоциация с новогодним растением достигается с помощью воланов. 

Пограничный вариант между носибельным, но в то же время остается достаточно фантазийным

3 уровень стилизации

Максимальное упрощение форм, создание легких ассоциаций. Костюм применим для повседневной носки, удобен. Например, на вариантах ниже на одежде присутствуют принты в виде ёлки или ёлочных украшений. 

Да, все варианты ассоциируются с ёлками, но все же применимы для ношения в повседневной жизни

Leave A Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *