ТОП-10 известных платьев в советском кино

Смотреть голливудские фильмы начала прошлого века – сплошное удовольствие. Ослепительные наряды героинь создавались именитыми кутюрье. Но вот просматривая фильмы времен СССР такого великолепия в нарядах, как на Западе не прослеживается.

В то время, когда Мэрилин Монро играла сексуальных блондинок и носила обтягивающие наряды, в Советском Союзе о таком откровении на экранах невозможно было и мечтать. Еще бы: зачем советским гражданам вся эта буржуазная вульгарщина, которая будет отвлекать от строительства коммунизма?

А если актрисы и появлялись в завораживающих, гламурных нарядах и с ярким макияжем – то скорее всего, играли они женщин с не самой лучшей репутацией: неопределившуюся в любовных делах и ушедшую от мужа актрису Зиночку, глупую нахлебницу и туниядку Эллочку Щукину или сомнительного поведения Анну Сергеевну. 

И все-таки и у нас были достойные художники по костюмам, а некоторые платья из кинолент стали культовыми.

Сегодня предлагаю вам окунуться в мир советского кинематографа и вспомнить самые известные платья той эпохи. Для вас я составила свой ТОП-10, с которым вы можете согласиться или нет.

10 МЕСТО.

“Мэри Поппинс, до свидания” (1983 год)

Мэри Поппинс появляется в фильме в строгих ретро-нарядах, которые совершенно не выглядят старомодно. Художник по костюмам Алина Будникова создала одежду, вполне подходящую для реальной жизни, но носящую неуловимые налет сказки.

Пожалуй, самое известное платье, которая примерила на себя исполнительница главной роли – Наталья Андрейченко – строгое темно-синее с нечеткой линией талии, украшенное белым воротничком с бантиком, того же цвета манжетами и оборками на подоле. Дополнен наряд черной шляпкой.

И хоть это платье – одно из самых запомнившихся мне в советском кинематографе, печально знать, что “Леди совершенство” – это женщина, которая настолько боится модного провала, что совсем не экспериментирует с цветом и одевается очень мрачно.

Хотя такой выбор можно понять – воспитание детей требует не только строгости воспитания, но и строгого внешнего вида воспитателя.

9 МЕСТО.

“12 стульев” (1971 год)

Фильм “12 стульев” Леонида Гайдая навсегда запал в мое сердце не только благодаря обворожительному Арчилу Гомиашвили в роли Бендера, но и Наталье Воробьёвой в роли Эллочки Щукиной. Актриса сыграла жену инженера, которая больше жизни любила красивые наряды и вела соревнования с дочерью американского миллиардера, о которой знала из модных журналов.

Эллочка-людоедка – персонаж, демонстрирующий все тяготы жизни советской модницы. На какие ухищрения ей приходится идти ради красоты!

В картине Гайдая Эллочка Щукина – роковая рыжеволосая красавица с ярко накрашенными глазами. Из рубашки мужа она сшила себе обворожительное платье – по типу того, что увидела на обложке зарубежного Hasper’s Bazar: короткое, с заниженной линией талии (как это было модно в 1920-е), а юбка состоит из складок. Чтобы платье заиграло во всю мощь, платье Эллочка украсила “мексиканским тушканом”, как она выразилась – куском меха, вырезанного из шкуры белого медведя и выкрашенного зеленой акварелью. Фантазия Эллы не знает границ!

8 МЕСТО.

“Москва слезам не верит” (1980 год)

Для того, чтобы создать костюмы для героинь этого фильма, художнику по костюмам Жанне Мелконян пришлось тяжело – ведь царил дефицит. Наряды шились из распоротых мужских брюк и даже… из матрасов!

Особым кокетством отличается героиня Ирины Муравьевой – Людмила. Все ее наряды хочется рассматривать! 

В сцене, где Катерина и Людмила выдают себя за дочерей профессора и устраивают прием, Жанна Мелконян хотела создать образы героинь американских фильмов. На Ирине Муравьевой – очаровательное красное платье, скромное по фасону, но не по-советски яркое. С его помощью показан хваткий и даже стервозный характер Людмилы – у нее слишком большие планы на этот вечер, ведь ей нужно обольстить известного хоккеиста!

7 МЕСТО.

“Служебный роман” (1977 год)

Говоря о костюмах в этом фильме, невозможно не вспомнить несуразный коричневый костюм на Людмиле Прокофьевне – такой наряд Алиса Фрейндлих нашла в недрах костюмерной. А вот все остальные платья шились специально для актрисы.

Особенно ярким стало клетчатое двубортное платье с широким воротником.

Создательница этого платья – художница “Мосфильма” Жанна Мелконян, которая отвечала за костюмы в фильме. Сейчас платье кажется сдержанным: нейтральное сочетание синего и белого, мелкая клетка, аккуратные пуговицы. Но тогда наряд вызвал фурор – женщины потом писали Алисе Фрейндлих, что заказали в ателье похожие, и вообще занялись своей внешностью.

Прическа и макияж актрисы типичны для конца 1970-х: волосы чуть приподняты и уложены мягкой волной, тонко выщипанные брови-ниточки, серые тени и светло-красная помада – другой гаммой цветов гримеры просто не располагали.

6 МЕСТО.

“Раба любви” (1975 год)

В этом фильме прекрасны абсолютно все платья главной героини Ольги Вознесенской: огромные шляпы, украшенные цветами, изящные силуэты, рюши, вышивка – все это относит нас к моде начала XX века и стилю модерн.

Особо очарователен сиреневый ансамбль: летнее воздушное многослойное пальто, прихваченное поясом на талии, из-под которого виднеется белое платье, украшенное вышивкой и кружевом. Дополняют образ белая вязаная сумочка, светло-фиолетовые перчатки и роскошный тюрбан с розой.

Платье выбивается из общей массы строгих мужских костюмов, окруживших героиню, и создает еще более хрупкий и трогательный образ.

5 МЕСТО.

“Старая, старая сказка” (1968 год)

В восхитительной сказке с Олегом Далем в главной роли актриса Марина Неёлова создала один из самых очаровательных образов кино-принцессы. Её героиня капризна, взбалмошна, непосредственна, а какие она носит наряды! Придумала их художник по костюмам Мария Азизян – одна из самых известных мастериц отечественного кинематографа и театральной сцены.

Один из самых запоминающихся нарядов – невообразимой красоты красное платье с пышной юбкой, объемными полупрозрачными рукавами и шлейфом.

Платье выполнено из плиссированной ткани, по виду – синтетической. Как бы еще многочисленные ярусы юбки и оборки на вырезе держали бы форму? Украшает платье широкий ремень, подчеркивающий тонкую талию, а на ногах Марины Неёловой – яркие красные туфельки на небольшом каблучке.

4 МЕСТО.

“Ирония судьбы или с легким паром” (1976 год)

Главная героиня известного фильма выглядит неброско, но очень элегантно. Большую часть времени Надя проводит в своем праздничном новогоднем платье бежево-горчичного цвета – простом, но изящном. Оттенок платья превосходно сочетается со светлыми волосами актрисы, рубашечный воротник придает строгости, а приталенный силуэт и расклешенный книзу рукав – нежности. Кстати, некоторое время назад в моем гардеробе было похожее винтажное платье – вероятно, прошлая хозяйка шила его по вдохновению от платья Нади.

3 МЕСТО.

“Бриллиантовая рука” (1968 год)

Все мы помним легендарный наряд в советском кино – халатик Анны Сергеевны, героини фильма “Бриллиантовая рука” 1968 года. В те времена советская текстильная промышленность могла радовать женщин разве что халатиками из ситца или байка, а красивые пуговицы и вовсе были редкостью. Модницы перешивали их с платья на платье, и даже могли подбирать под них ткань, а не наоборот.

Как мы помним, именно за перламутровыми пуговицами охотился наивный Семен Семенович, но когда костюмеры приступили к пошиву рокового халатика для фильма, оказалось, что подобных пуговиц в пошивочной мастерской нет, и достать их было негде.

На помощь пришла Светлана Светличная, исполнившая роль Анны Сергеевны – принесла из дома свои перламутровые пуговицы, ими и украсили розовый халатик.

Наряд отражает и другие тенденции того времени: А-силуэт и невероятную длину мини, которая и сейчас смотрится провокационно.

Особый шарм халатику придает оторочка белым мехом. Ухоженные гладкие волосы, перехваченные лентой, и ярко накрашенные глаза со “стрелками” – все это выглядело не по-советски гламурно, и так обычно в фильмах тех времен изображали женщин с сомнительной репутацией. Советская женщина, строительница коммунизма так выглядеть не могла!

В начале 2000-х халатик из «Бриллиантовой руки» выставили на аукцион, и он был куплен за 435 тысяч рублей.

2 МЕСТО.

“Карнавальная ночь” (1956 год)

Платья Гурченко в легендарном фильме Эльдара Рязанова иллюстрируют моду 1950-х годов – фасон “new look”, придуманный французским кутюрье Кристианом Диором. Остромодность стиля не должна была затмевать политкорректного образа “советской девушки”: скромные прически, нежный макияж, незамысловатые оттенки платьев.

Особым шармом обладают белое платье с золотистыми пайетками и черное – с муфтой. Оба платья создавали образ идеальной женщины – с тонкой талией, хрупкими плечами и изящными бедрами, они неоднократно копировались и вызывали восторг у советских модниц.

Увы, оба платья не сохранились, не известен даже художник по костюмам, но в личной коллекции Людмилы Гурченко имеется аналог черного платья с муфтой – оно было представлено на выставке нарядов актрисы, которая проходила несколько лет назад в Нижнем Новгороде.

1 МЕСТО.

“Иван Васильевич меняет профессию” (1973 год)

Одна из самых блестящих комедий советского кинематографа до сих пор будоражит умы деятелей моды – ведь наряды легкомысленной красотки Зиночки выглядят стильно и в наши дни. Например, идеально белый брючный костюм, а белый как мы знаем – цвет роскоши и элиты. Аксессуары красного цвета подобраны точно в тон: элегантная шляпка, бусы, перчатки и даже чемодан!

Самое потрясающее из костюмов Зинаиды – комплект земляничного оттенка, представляющем собой не то двойное платье, не то платье и мини-юбку. Белые декоративные линии, возможно, являются стилизацией царского облачения: полоска вокруг шеи напоминает бармы – царский воротник, а декор грудной части, подола и рукавов – орнаментальную полосу.

Все наряды Зины были выполнены при участии известного модельера Вячеслава Зайцева, которого в 1970-х годах прозвали «лидером советской моды». В нарядах героини угадываются мировые тренды того времени, они были по достоинству оценены на западе.

Leave A Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *