Почему русские хоронят незамужних девушек в свадебных платьях?

В русской православной похоронной традиции есть весьма любопытный обряд – молодых незамужних девушек, кто не побывал в браке или умер девственной, хоронят в свадебном платье. Почему выбирается именно такой наряд?

Особое отношение к мертвым женихам и невестам берет свои корни в языческих традициях разных народов.

Считалось, что неженатым молодым покойникам нужно устроить на похоронах свадебный обряд, чтобы в загробном мире они нашли себе пару. 

Например, в Китае в некоторых деревнях холостых юношей до сих пор хоронят вместе с невестой — любой покойницей женского пола: иначе на том свете он не сможет создать семью. Согласно поверью, душа покойного начнёт приходить по ночам и просить родственников найти супругу. Поэтому на кладбищах работают “черные копатели”, которые незаконно эксгумируют женские трупы и продают родственникам покойных юношей.

В России ситуация пусть не такая шокирующая, но и у нас есть нечто похожее – молодых девственниц хоронят в свадебных платьях.

Во-первых, на Руси во время свадьбы было много отсылок к смерти. Белое облачение невесты было не только символом непорочности, но также считалось, что девушка умирает для своего рода, чтобы возродиться в роду мужа.

Во-вторых, у славян существовал уникальный ритуал обряжения покойника, существующий только в православии.

Уже в X-XIII веках существовала традиция класть в могилу лучшие вещи брачного наряда.

Пожилых женщин хоронили в головном уборе, в котором она выходила замуж, и обязательно в платке – “чтобы не появиться перед родственниками в ненадлежащем убранстве”. Замужних женщин хоронили в одеждах, завершающих брачный обряд или надеваемых после первой брачной ночи. Незамужним девицам и неженатым юношам “играли свадьбу” – хоронили в свадебных нарядах. Кстати, в славянском песенном фольклоре смерть молодого героя часто описывается как «свадьба» или «венчание» с сырой землей или с могилой.

Именно поэтому в наши дни можно увидеть остатки этих традиций: молодых незамужних женщин и сейчас хоронят в свадебных платьях, кладут в гроб фату и проводят ритуалы, схожие со свадебными – распитие шампанского и распевание свадебных песен, а на безымянный палец правой руки надевают обручальное кольцо.

Кстати, подобный ритуал описывал “кукольник” Анатолий Москвин из Нижнего Новгорода.

Несколько лет подряд он выкапывал трупы маленьких девочек из могил, мумифицировал и делал кукол, которые хранились в его квартире. По его воспоминаниям, в детстве он пережил свадебный обряд с покойницей, и возможно, именно это повлияло на его психику. В статье  от 26 октября 2011 года Москвин писал, что однажды в детстве его остановила группа людей в черных костюмах. Они направлялись на похороны 11-летней Наташи Петровой и притащили молодого Анатолия к гробу, где заставили его поцеловать труп девушки. Он поцеловал ее, а скорбящая мама девушки надела обручальные кольца на пальцы Анатолия и своей мертвой дочери. Неудивительно, что такой ритуал должен быть отменен.

Украинцы и белорусы тоже одевали умершую как под венец.

Ее родня раздавала участникам похорон подарки, как на свадьбе. Иногда для покойницы избирался из числа ее знакомых “жених”, который шел в свадебном наряде рядом с гробом. У западных славян при похоронах девушки плели два венка: один надевали на голову умершей, а другой символизировал ее жениха – его бросали в могилу или вешали на могильный крест. 

Особой трагичностью отличались истории смерти девушек в день свадьбы.

Так, в 1804 году некий художник запечатлел в миниатюре отравленную в день своей свадьбы служанкой-швеей Харриет Мэки. Миниатюру в медальоне носила не то несчастная мать убитой, не то жених, а сейчас он хранится в Йельском университете.

А в мексиканском городе Чиуауа есть магазин свадебных платьев, где с 1930-х годов стоит загадочный манекен женщины, который прозвали La Pascualita.

Ходили слухи, что это и не манекен вовсе, а забальзамированное тело дочери хозяина магазина, которая умерла в день своей свадьбы от укуса скорпиона или паука.

По легенде, внезапная смерть так потрясла родителей невесты, что они решили сохранить красоту дочери нетронутой и забальзамировали тело, после чего покрыли парафином, нарядили в свадебное платье и поставили в витрине магазина. Впрочем, это не более чем городская страшилка. Властями города была произведена проверка, оказалось, что манекен выполнен из воска и пластика.

Образ мертвой невесты в моде не является частым явлением. Это может позволить себе только эпатажный бренд, в ином случае демонстрация свадебных платьях на моделях-полутрупах попросту спугнет покупателей.

В показе коллекции зима 2013 бреда Giles можно было увидеть девушку в белом мешковатом платье.

Распущенные волосы, макияж в виде синяков, озлобленный взгляд – создавалось впечатление, что это невеста умерла от побоев жениха.

Образами мертвых невест вдохновился и бренд Comme des Garson. В 2005 году была представлена коллекция “Broken bride” (“Разбитая невеста”).

Как рассказали представители бренда, “существует много видов браков. Как правило, брак связан с тем, что он консервативен. Эта коллекция антиконсервативна и позволяет быть свободной”. Макияж моделей напоминал смертельную бледность, что придавало лицам зловещий вид, а свои головы невесты-зомби украсили цветами – видимо, решили украсить себя тем, что увидели рядом со своими могилами.

Leave A Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *