Модный словарь Наталии Ксенчак

В моем исследовании модных терминов я рассмотрела наиболее употребляемые и, казалось бы, простые слова, которые и вызывают множество путаниц: мода, стиль, вкус, классика, образ и имидж.

Если вы хотите более углубленно понять суть этих терминов (например, если вы пишете статьи на модную тематику, ведете образовательную деятельность или просто хотите лучше разбираться в теории моды) – советую пройти курс нулевого уровня “Модная терминология:”

МОДА

1) МОДА = ВКУСЫ ОБЩЕСТВА, ПРЕДПОЧТЕНИЯ

1.1. Мода – это постоянно изменяющиеся предпочтения, вкусы большого количества людей, на которые влияют политические, экономические, социальные явления.

Это широкое понятие, которые включают в себя не то, что мы носим, а то, о чем мы говорим, что читаем, какие места посещаем.

1.2. Мода – это меняющиеся предпочтения во внешнем виде:

какая используется одежда, обувь, аксессуары, косметика и как конкретно они применяются.

1.3. Мода – это нечто нестабильное, временное, быстро проходящее.

2) МОДА = ПРАВИЛА, ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА

Мода – это особенности костюма групп людей.

Некие наборы правил для людей одинаковой половой принадлежности, возраста, места проживания, профессии и т.д. Они формируются под воздействием места проживания, погодных условий, условий труда, производственных возможностей, традиций и т.д.: 

правила для определенных событий (свадебная или траурная мода);
правила одежды для времен года (летняя или зимняя мода);
правила для возрастов (мода для женщин 50+);
правила для полов (женская, мужская мода),
правила для жителей разных континентов (азиатская, европейская мода),
правила для разных профессий (офисная мода),
по дате проживания (мода 1980-х, мода 18 века) – правила в одежде, которых придерживались в определенное время,
по физиолог. особенностям носителя (мода для беременных, высоких, полных).

3) МОДА = ИНДУСТРИЯ,  ПРОИЗВОДСТВО

3.1. Мода – это индустрия производства и реализации предметов одежды, обуви, аксессуаров,

в которой задействованы люди многочисленных профессий: от дизайнеров и фотографов до байеров и продавцов. 

3.2. Мода – это совокупность предметов одежды, обуви, аксессуаров.

Иногда можно встретить употребление слова “мода” в значениях “предметы одежды”. Например, винтажная мода.

4) МОДА = ИСКУССТВО, САМОВЫРАЖЕНИЕ

Мода – это искусство создания одежды и аксессуаров, акт творчества дизайнера или стилиста.

Это предметы одежды, обуви, аксессуаров, которые можно назвать необычными, фантазийными и даже непонятными. Если вы видите на показах странные коллекции, которые неприменимы к повседневному ношению – это и есть мода как искусство, самовыражение дизайнера и его художественные поиски.

Высшее проявление моды как искусства – одежда сегмента haute couture (высокая мода).

Это швейное искусство высокого качества, а изделия отличаются большим объемом ручной работы, дорогостоящими материалами и фурнитурой, уникальным дизайном.

МОДНЫЙ

1) МОДНЫЙ = ПОПУЛЯРНЫЙ

Это некая новинка, которая вызывает интерес у большого количества людей. То, что набирает популярность или находится на пике популярности.

2) МОДНЫЙ = СОВРЕМЕННЫЙ

Это нечто, что отвечает предпочтениям общества, актуально в данным момент времени и создано с применением новейшего оборудования. В этом смысле “модный человек” – тот, который одевается в одежду, актуальную в данное время и созданную с помощью новейших технологий.

 

3) МОДНЫЙ = ОТНОСЯЩИЙСЯ К ИНДУСТРИИ МОДЫ

Например, работающий в индустрии моды – модный стилист, модный блогер, модный эксперт. Рассказывающий о моде – модный журнал, модный фильм, модный сайт. Модный человек – это тот, кто следит за новинками индустрии и носит эти новинки.

4) МОДНЫЙ = ПРИЧУДЛИВЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ

Так обычно говорят о комплектах, которые выделяются из общей массы и соответствуют пониманию моды как искусства. Например, если вы оделись необычно, не как все, то можете услышать: “Какая модная”, хотя на вас будут вещи старше вас вдвое.

5) МОДНЫЙ = СВОЕОБРАЗНО ЭСТЕТИЧНЫЙ (ХАРАКТЕРНАЯ ДЛЯ МИРА МОДЫ ЭСТЕТИКА)

В моде как искусстве всегда присутствует определенная, особенная эстетика, характерная именно для этой сферы. Эту эстетику легко понять, взглянув на снимки в глянцевых журналах или у модных фотографов. 

6) МОДНЫЙ = КРАСИВЫЙ 

Также в разговорной речи можно услышать, когда модным называют то, что кажется зрителю красивым. Например, модная блузочка – так продавщица на рынке может назвать жуткую вещицу с леопардовым принтом и стразами.

Fashion

СТИЛЬ

1) СТИЛЬ = ЭТАЛОН, ХОРОШИЙ ВКУС, КЛАССИКА

Стиль – это  некие устойчивые представления о гармонии, красоте, являющиеся противоположностью быстро меняющейся моде.

Стильный комплект – значит, приятный глазу, гармоничный. Нам нравится, как сочетаются цвета, текстуры и фактуры, объемы и формы. Стильный человек – тот, который умеет подбирать одежду, которая идет его фигуре, внешности, гармонично на нем смотрится (человек, который имеет стиль/чувство стиля/вкус/чувство вкуса).
 

2) СТИЛЬ = ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ, УЗНАВАЕМЫЙ ПОЧЕРК

Как у художников и писателей бывает уникальный, узнаваемый стиль, по которым их узнают из тысяч, так и у некоторых модников, дизайнеров и брендов может быть узнаваемый стиль – характерные только для них особенности дизайна костюма или составления комплектов.

3) СТИЛЬ = НАБОР ПРИВЫЧЕК, ОСОБЕННОСТИ КОСТЮМА

Стиль – это некоторые особенности костюма, узнаваемая манера одеваться 3.1. отдельно взятого человека или 3.2. группы людей.

Те характеристики, по которым мы отличим одного человека от другого, например, специалистов разных профессий, жителей разных стран и т.д.

3.1. Персональный (личный, индивидуальный) стиль – это личные предпочтения, набор привычек в одежде

Слышали когда-нибудь выражение “это в его стиле/в его вкусе/в его манере”? Это значит, что у человека есть некоторые предпочтения, привычки, варианты выбора, которые выделяют его среди окружающих.

3.2. Стиль – это особенности костюма группы людей. Некие наборы правил для людей одинаковой половой принадлежности, возраста, места проживания, профессии и т.д.

Они формируются под воздействием места проживания, погодных условий, условий труда, производственных возможностей, традиций и т.д.:

правила для определенных событий (свадебная или траурная мода);
правила одежды для времен года (летняя или зимняя мода);
правила для возрастов (мода для женщин 50+);
правила для полов (женская, мужская мода),
правила для жителей разных континентов (азиатская, европейская мода),
правила для разных профессий (офисная мода),
по дате проживания (мода 1980-х, мода 18 века) – правила в одежде, которых придерживались в определенное время,
по физиолог. особенностям носителя (мода для беременных, высоких, полных).

4) СТИЛЬ = ПОДРАЖАНИЕ, ИМИТАЦИЯ, СТИЛИЗАЦИЯ, СОЗДАНИЕ АССОЦИАЦИЙ

Стиль (или модный стиль, стиль в моде, стиль в одежде или модное направление)  –  это подражание, имитация, создание ассоциаций с неким первоисточником (кем-то или чем-то) с помощью одежды, обуви, аксессуаров и т.д. 

В дизайне такое явление называется также стилизацией – т.е. упрощение форм первоисточника с переносом его характерных черт. 

В качестве первоисточника могут быть представители профессий, известные личности, вымышленные персонажи, жители разных регионов/стран, представители суб- и контркультур. Даже животные, работы художников, растения и природные явления – на что хватит фантазии у дизайнера или стилиста. Чтобы одеться, например, в морском стиле не нужно быть моряком – можно создать ассоциацию с этой профессией с помощью тельняшки, белых брюк и аксессуаров в виде якорей.

Fashion

ВКУС

1) ВКУС=ЭКСПЕРТНОСТЬ=ЗНАНИЕ

Вкус – это знания о моде, законах дизайна одежды и т.д.

Это способность размышлять о гармонии и красоте в отношении вопросов моды, в т.ч. дизайна одежды, аксессуаров и обуви, внешнего вида людей.

2) ВКУС=ГАРМОНИЯ

Вкус – это гармония всех элементов комплекта по отношению друг к другу и внешности человека.

Сочетание одежды, аксессуаров, прически и косметики вызывают чувство единства, законченности. В этом смысле мы говорим фразы “он одет со вкусом”, “одевается со вкусом”, “у него хороший вкус”.

Безвкусица же – это то, что негармонично и вызывает раздражение глаза, лишено целостности.

3) ВКУС=ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Вкус – это личные предпочтения.

Те самые вкусы, о которых не спорят или попросту – вкусовщина. В этом смысле мы говорим “это в моем вкусе” или “это не в моем вкусе”, и это значит “лично мне это нравится” или “лично мне это не нравится”.

Fashion

КЛАССИКА

1) КЛАССИКА = ЭТАЛОН, ОБРАЗЕЦ

Классика – это некие устойчивые, представления о гармонии, красоте, являющиеся противоположностью быстро меняющейся моде.

Это нечто проверенное временем. То, что вне времени.

2) КЛАССИКА = НЕЧТО ХАРАКТЕРНОЕ

Классика в этом смысле – нечто характерное, часто используемое в конкретных случаях. 

3) КЛАССИКА = ТО, ЧТО ПОХОЖЕ НА ОРИГИНАЛ

Классика – это нечто, приближенное к оригиналу.

По-другому, классическое прочтение.

4) КЛАССИКА = МУЖСКОЙ КОСТЮМ

Классикой или классическим костюмом называют мужской костюм, как правило состоящий из пиджака, жилета и брюк, которые могут дополнять сорочка, галстук и классические туфли.

5) КЛАССИКА = КОНСЕРВАТИВНЫЙ СТИЛЬ ОДЕЖДЫ

Классикой называют классический стиль в одежде.

Правда, путая при этом, что именно это за стиль. Ошибочно классическим стилем называют деловой стиль. На самом же деле это весьма консервативный вариант костюма, который отличается от делового крайней степенью сдержанности, скудными цветовой гаммой и ассортиментом декора. Это стиль, подходящий для чиновников и дипломатов.

6) КЛАССИКА = НЕЙТРАЛЬНЫЕ (БАЗОВЫЕ) ВЕЩИ

Классикой также часто называют любые нейтральные вещи и комплекты, которые подходят под определение базового гардероба.

ОБРАЗ, ИМИДЖ

1) ОБРАЗ/ИМИДЖ = ВНЕШНИЙ ВИД, НАРУЖНОСТЬ

Образ (или имидж) в этом значении – это внешняя сторона человека, его как бы оболочка.

Это как он объективно выглядит внешне: его фигура, лицо, волосы, одежда, обувь, аксессуары. Совокупность внешних проявлений и есть образ.

2) ОБРАЗ/ИМИДЖ = РЕПУТАЦИЯ, МНЕНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Образ (или имидж) – это репутация, т.е. мнение, впечатление, которое составляют о человеке/продукте/организации другие люди.

Образ (или имидж) в этом смысле бывает корпоративным (репутация компании), профессиональным (репутация специалиста) и личным (репутация человека).

3) ОБРАЗ = АССОЦИАЦИЯ, ИДЕЯ, ПЕРСОНАЖ

Речь в данном значении идет художественном образе – тех ассоциациях, впечатлениях, идеях, которые создаются дизайнерами, стилистами и простыми модницами с помощью одежды, обуви, аксессуаров и т.д. 

3.1. Образ =  характер

Не секрет, что линии, цвета, фактуры, текстуры и т.д. в одежде способны вызывать самые разные ассоциации и эмоции. Глядя на одежду человека, мы можем награждать его различными характеристиками, которыми он, возможно не обладает.

3.2. Образ = имитация = подражание

Подобно тому как актеры вживаются в роли, так и модницы могут перевоплощаться в разных персонажей. Менять образы = менять роли. По-другому, менять стили одежды и создавать разные ассоциации с  первоисточниками.

3.3. Образ = идея, концепция

Дизайнеры при создании коллекций одежды или стилисты и модницы при создании отдельных комплектов часто хотят что-то донести до зрителя или окружающих, преподнести какую-либо идею или концепцию, донеся ее с помощью выразительных средств одежды: фасона, деталей, цвета, фактуры и текстуры и т.д. Отражение этих идей, концепций в костюме и есть образ.